Каждый новый проект начинается с написания технической документации, где Техническое задание (оно же ТЗ), играет самую важную роль. От правильности его написания напрямую зависит результат работы, поскольку на этот документ ориентируется вся команда разработки, от разработчиков, до менеджеров.
Итак, как же правильно написать ТЗ, не имея технических или управленческих навыков? Для этого мы составили ТОП-5 простых шагов.
Структура
Для начала четко определите содержание будущего документа. Для примера будем рассматривать создание сайта-лендинга (одностраничника) для фитнес-клуба. Мы знаем, что нам нужен сайт с информацией о клубе, услугах, возможностью купить абонемент на сайте, редактировать фото в галерее, и так далее. Каждый пункт «надо на сайте» выделяем в отдельный раздел нашего ТЗ.
Задача
Основная задача Технического задания – объяснить, как Ваша идея должна работать. В мельчайших деталях, насколько это возможно. Пишите задачи (Ваши пожелания), будто Вы и есть пользователь и пытаетесь сделать действие на создаваемом сайте. Даже простые элементы, как галерея фото нашего фитнес-клуба, требуют детального описания, как они должны работать, какие есть варианты развития событий и как на это должен реагировать сайт и сам Пользователь.
Пример: нам необходимо, чтобы на сайте можно было купить абонемент в фитнес-клуб. Для этого задачу описываем так (если чего-то не знаете или не уверены, опускайте детали или попросите консультацию специалиста): реализовать на сайте онлайн-оплату картами Visa/Mastercard используя сервис ______. Оплата происходит во всплывающем окне сайта, где Пользователь должен ввести номер карты, дату «Действует до» и CVV код. После этого ему предоставляется выбор оплаты через _____. При успешной оплате происходит _____. В случае отмены банка происходит _____. При отмене операции самим Пользователем происходит _____. Про операцию на сайте оповещается Администратор через Email/чат с данными клиента для связи. Сайт автоматически регистрирует клиента в системе для будущих покупок.
Примеры
Они придут на помощь, когда Вы не можете точно сформулировать задачу или затрудняетесь это сделать. Примеры можно приводить к каждой функции или разделу сайта. Например: хочу такую же галерею фото, как на сайте _____, только с моими фото и возможностью их менять в будущем через Панель Администратора. Вуаля! Вы четко дали понять, что ожидаете увидеть на выходе, у Вас и команды – один ориентир.
Подсказка: примеры можно давать и негативные. Например Вам точно не нравится как выглядит или работает что-либо на сайтах-конкурентах, и Вы также об этом упоминаете в ТЗ. Конечно, задачу в таком случае придется описывать подробно, но качество результата обычно повышается.
Какие данные используем
Пожалуй, одна из самых важных деталей. Нужно четко и однозначно дать понять, какие данные будут обрабатываться на сайте. В последующем на основании этой информации будет спроектирована База данных сайта. Именно поэтому подробно описывайте все поля в формах (Имя, Email, телефон, сообщения…), все, что может вводить на сайте Пользователь. И также все, что может редактировать Администратор. Описывайте какие функции будет выполнять сайт, самостоятельно или по команде человека.
Пример: необходимо создать форму обратной связи для клиентов. Описываем: в форме будут поля: Имя, телефон или Email, сообщение Пользователя и галочка про обработку персональных данных. После нажатия на кнопку «отправить заявку» - Пользователю отображается сообщение о том, что форма отправилась, а Администратору – оповещение в чат-боте, что необходимо связаться с клиентом по вопросу, который он указал.
Источники и сервисы
Как правило, сайты используют изображения, иконки, цвета, логотипы, сервисы типа чата в реальном времени или «Перезвоним вам за 30 секунд!». Все это – дополнительные фишечки, которые тоже нужно описать в отдельном разделе или по тексту (если уместно). Если нужно описать какая цветовая палитра сайта, есть логотип или нет, какой Вы бы хотели шрифт, сколько языков или валют на сайте, и так далее – укажите это заранее и сразу.
Сложность написания Технического задания самостоятельно в том, что Вам необходимо узнать о всех аспектах будущего сайта самостоятельно, заняться этим вопросом. Вы можете и не знать, нужна Вам аналитика или нет, а подключать ли CRM-систему? Лучше всего проконсультироваться с опытным специалистом, который подскажет, нужно Вам это, или нет.
Например: все изображения, используемые на сайте, выдаются Заказчиком. Или разрабатываются Исполнителем (как договоритесь). Подключить на сайт и настроить Google Аналитику, Facebook Pixel, … (и другие сервисы, которые Вам нужны).
Подведем итоги
Зачем вообще писать ТЗ на свой сайт? Потому что только Вы знаете, что Вам по-настоящему нужно, каких целей Вы хотите достичь и как Ваша идея должна работать. Вы – единственный человек, который может и должен участвовать в написании ТЗ. И если Вы хотите сэкономить и написать его самостоятельно – мы подскажем, как это сделать с первого раза и не переделывать!
Для того, чтобы самостоятельно написать Техническое задание на разработку сайта, надо четко понимать зачем Вам нужен сайт. Укажите, каким образом Пользователи будут взаимодействовать с сайтом, что они узнают, и что им нужно сделать, чтобы получить желаемое. Определите структуру сайта, задачи и потребности, которые он закрывает, приведите несколько примеров или конкурентов, однозначно пропишите какие данные будет использовать сайт и откуда он их возьмет (введет Пользователь, можно получить с других сайтов) и опишите сервисы, которые дополнительно будут запущены с сайтом. Прописав все эти рекомендации, даже без технических деталей и сленга, Вы напишите ТЗ для своего сайта. Успехов в написании, а если остались вопросы – задавайте их в комментариях!
P. S. Некоторые моменты или сомнения могут помочь решить специалисты с опытом не только написания ТЗ, но и работы по ним. Экспертное мнение всегда стоит внимания, так как Вы можете не следить за трендами или лучшими решениями IT индустрии, и даже не представлять, как иногда легкая корректировка помогает увеличить прибыль или сэкономить Ваши деньги на разработке.
Вам может понравится